Бучарский Вячеслав Васильевич (bucharsky) wrote,
Бучарский Вячеслав Васильевич
bucharsky

Categories:

Черток и его команда

Запуск «Востока-2» планировался на 6 августа 1961 года. Накануне, 3 августа, так же как и перед пуском Гагарина, с 51-й площадки была сделана попытка пуска очередной Р-9. Ракета взорвалась, частично уничтожив свои стартовые сооружения. Это было тяжелым ударом по программе Р-9.
Однако несмотря на нервозность, внесенную аварией, подготовка «Востока-2» протекала спокойно и организованно. Борис Евсеевич Черток, заместитель по технической части Сергея Павловича Королёва, входил в команду главных конструкторов ОКБ-1 — Рязанского, Воскресенского, Пилюгина, Кузнецова и Богомолова. Когда "трубили большой сбор" перед ответственным пуском, на полигоне стихийно образовывались компании "по интересам". В таких компаниях можно было делиться сокровенными мыслями о надёжности наших ракет, характерах Королёва или Глушко, рассказывать анекдоты, размышлять о дальнейших перспективах и проводить невинные розыгрыши.

* * *

Б. Е. Черток (второй слева) на первом в СССР ракетном полигоне в Капустином Яре. 1950 год.

черток, капустин яр

Пилюгин после успешного старта Гагарина уверовал, что Черток с Раушенбахом создали элементарно простую и надежную систему управления. Бушуев и Феоктистов разработали перечень доработок корабля по опыту предыдущего полёта, предусматривая возможность не менее чем недельного существования. Был проведен ряд доработок, повышающих надежность и удобство пользования радиосвязью. Установили более "приличную" телевизионную систему. Телеметрию дополнили системой «Сигнал». Эта КВ-система служила для пеленгации корабля и дублировала передачу самых важных медицинских параметров. Каждый разработчик аппаратуры, к которой космонавт в полёте имел доступ, стремился обязательно включить в программу операции по её проверке. Космонавт № 2 не был "подопытным кроликом". Его действительно загрузили работой довольно плотно.
Проблемой, вызвавшей острую дискуссию С. П. Королёва с руководством ВВС, была продолжительность полёта. Королёв после советов с медиками настаивал на продолжительности не менее суток. Главный наставник космонавтов Н. П. Каманин, опираясь на авторитет тех же медиков, проявлял осторожность и предлагал не более трёх витков.
В 1961 году Первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина выпускали за границу СССР только вместе с геройским полярным лётчиком генералом Н. П. Каманиным. В период подготовки к пуску Титова на полигоне не было ни Гагарина, ни Каманина: они находились в Канаде. Таким образом, в это время спорить с Королёвым по программе продолжительности полёта было некому.
Общий настрой на полигоне, по сравнению с гагаринским пуском, был существенно более спокойным и деловым. У каждого из задействованных на стартовой площадке появилась внутренняя уверенность в успехе. Обмениваясь между собой мыслями и соображениями, которые не выносились на официальные заседания, члены «Черток-команды» были солидарны в том, что техника корабля надежно отработана. В Германе Титове тоже никто не сомневался. Раушенбах, который проводил с ним контрольные занятия по ручной ориентации, Даревский, проверявший его навыки пользования пультом пилота, и главный медик Яздовский были уверены, Герман не подведёт.
В один из вечеров после аварии Р-9 «чертоки» делили на шестерых бутылку коньяка и пытались поймать «Голос Америки» в надежде услышать из первоисточника, что думают американцы о прилетевшем в Канаду Гагарине. Разговоры неизбежно переплетались с обсуждением общеполитической обстановки в стране.
30 июля был опубликован для обсуждения проект новой программы КПСС. Программа выносилась на утверждение XXII съезда КПСС, который должен был открыться в октябре. В программе говорилось: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Программу «чертоки» читали и обсуждали урывками. Многое в ней совпадало с их устремлениями, но заключительный аккорд всё-таки вызывал скептические улыбки.
Жарким утром 6 августа в девять часов по московскому времени стартовал в космос второй гражданин Советского Союза Герман Титов.

...Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в Лодзи (Польша). С 1930 года молодой электрик работал в Москве на заводах авиационной промышленности электромонтёром, инженером-конструктором. Член ВКП(б) Черток в 1940 году окончил с отличием Московский энергетический институт по специальности «инженер-электрик». В годы войны участвовал в разработке первого отечественного самолета БИ-1 с ракетным двигателем.
В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Черток был командирован в Германию, где был руководителем группы советских специалистов по изучению ракет «ФАУ». Вместе с Алексеем Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне в Тюрингии совместный советско-германский ракетный институт, где разрабатывали технику управления баллистическими ракетами. С этого времени Б. Е. Черток работал в тесном сотрудничестве с С. П. Королёвым. С августа 1946 года он заместитель главного инженера и начальник отдела систем управления вооружения НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв. Под руководством учёного была создана школа проектантов и конструкторов, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.
В 1961 году Борис Черток был удостоен звания Героя Социалистического труда, в 1968 году избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году — действительным членом РАН, в 1990 году — действительным членом Международной академии астронавтики.
5 сентября 2011 года академик РАН Б. Е. Черток выступил на 24-м Планетарном Конгрессе Ассоциации участников космических полётов, состоявшемся в Москве. Он твердо заявил, что пилотируемая космонавтика должна существовать и будет существовать. Стратегической новой задачей, где большие перспективы стоят именно перед пилотируемой космонавтикой, должна быть Луна.
Патриарх российской космонавтики скончался в Москве 12 декабря 2011 года, не дожив до своего столетнего юбилея всего два с половиной месяца. До самой смерти он верил, что присоединение Луны к Земле — дело времени. «Вскоре появится еще одна часть света — Луна», — часто повторял великий советский ученый.

* * *

Б. С. Черток и дочь Главного конструктора советской космонавтики врач Н. С. Королева летят на космодром «Байконур»

черток, королёва


Лунный пророк Б. Е. Черток

борис черток


Раушенбах, Черток и Шереметьевский в ОКБ-1, Подлипки.

черток, раушенбах, шереметьевский


Хрестоматия советской космонавтики – книга Б. Е. Чертока «Ракеты и люди».

черток, ракеты и люди, книга, обложка


Г. С. Титов – первый в мире космический кинооператор.

герман титов, камера, оператор


А. Костин, Г. Оберт, румынский космонавт Д. Прунариу, Б. Раушенбах в Калуге, во дворе Дома-музея Циолковского, 1976 год.

костин, оберт, прунариу, раушенбах, циолковский

Tags: Борис Черток, Герман Титов
Subscribe

  • Чуваш и украинец в советском космосе

    В апреле 1961 года в Советском Союзе зародилась научно-культурная традиция мирового значения. По случаю благополучного возвращения на Землю первого…

  • Первый космический кинооператор

    В числе тренажеров и спортивных комплексов подмосковного Центра подготовки космонавтов почетное значение придавалось "совершенно…

  • Атмосфера лунных кораблей

    Фронтон Большого театра в Москве — того, который в почётном числе самых достойных мировых центров культурного искусства, — украшает…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments