?

Log in

No account? Create an account

Бучарский Вячеслав Васильевич

Previous Entry Share Next Entry
Про падения «Протонов» (28 мая 2014)
bucharsky

В опубликованной сто лет назад в Калуге брошюрке под названием «Горе и гений» К. Э. Циолковский назвал наделённых Даром Божьим научно-технических революционеров «двигателями прогресса». Двигатели технического прогресса в Советском Союзе, а также военные стратеги и технократы США в шестидесятые годы прошлого века рвались к осуществлению мечты человечества — чтобы «нога землянина» ступила на поверхность Луны.




В СССР впервые об этом было заявлено в конце января 1956 года в преддверии «эпохального» ХХ съезда КПСС. В Постановлении по развитию советской космонавтики, подписанном премьером Булганиным был пункт, посвящённый разработке и реализации Лунной программы СССР.

В начале 60-х годов XX столетия руководство СССР было заинтересовано в создании ракет, способных выносить на околоземные орбиты большую полезную нагрузку военного и научно-космического назначения. Проекты на разработку таких носителей представили ведущие конструкторские бюро Советского государства.

ОКБ-1 С. П. Королёва, которое в то время уже работало над межконтинентальной баллистической ракетой Р-9, представило проект тяжёлой «лунной» ракеты Н-1.

Проектировщики из КБ М. К. Янгеля предложили проекты унифицированных носителей Р-46 и тяжёлой ракеты Р-56 со стартовой массой свыше тысячи тонн.

Опытное конструкторское бюро № 52 под руководством хрущёвского любимца В. Н. Челомея предлагало создать семейство ракет для широкого диапазона забрасываемого груза: МБР лёгкого класса УР-100 («Универсальная Ракета»), МБР среднего класса УР-200, МБР тяжёлого класса УР-500 и сверхмощный носитель УР-700.

Первый пуск новой двухступенчатой ракеты-носителя УР-500 с космическим аппаратом «Протон-1» состоялся 16 июля 1965 года. Этот спутник весом более 12 тонн, с семитонным ионизационным калориметром, также содержал часть агрегатов второй, разгонной ступени.

Носитель УР-500, также называемый «Протон», изготовлялся на Машиностроительном заводе им. М. В. Хруничева и транспортировался в разобранном виде по железной дороге на космодром «Байконур». Диаметр центральных блоков «Протона» превышал четыре метра. Жидкостные двигатели первой ступени УР-500 были разработаны в КБ Энергетического машиностроения (генеральный конструктор В. П. Глушко). Этот двигатель — РД-253 — был отвергнут академиком С. П. Королёвым для использования в ракете Н-1 из-за токсичности компонентов его топлива и недостаточного удельного импульса.

С июля 1965 года началась разработка трёхступенчатого варианта челомеевского носителя УР-500К под названием «Протон-К», который должен был использоваться для вывода на отлётную траекторию космических кораблей для облёта Луны.

Первый пуск трёхступенчатой ракеты «Протон-К» был произведён 10 марта 1967 года с разгонным блоком «Д», прототипом облётного лунного корабля. Эта дата считается днём рождения РН «Протон-К».

Из одиннадцати «облётных» запусков только полёт с КА «Зонд-7», моделью облётного лунного корабля, был признан полностью успешным.

В остальных десяти пусках в пяти случаях миссии не были завершены по вине «Протона-К» и ещё пять миссий — по вине лунной «семёрки» — облётного корабля 7К-Л1.

Из-за большого количества неудач с королёвским «супер-тяжеловесом» носителем Н-1, с челомеевским универсальным носителем «Протоном» и облётным «лунником» 7К-Л1, а также того всемирно-исторического факта, что американский посланец «Аполлон-11» успешно «прилунил» модуль «Орел» с астронавтами Армстронгом и Олдрином 20 июля 1969 года, было решено свернуть запущенную в 1956 году советскую лунную программу.

... Космическая система «Протон-К» с разгонным блоком «Д» в последующие десятилетия регулярно использовалась для запуска различных научных, военных и гражданских космических аппаратов. Трёхступенчатый «Протон-К» применяли для выведения полезной нагрузки на низкие орбиты; четырёхступенчатый — для выведения космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты. В зависимости от модификации эта ракета-носитель была способна вывести более двадцати тонн полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км и около 3 тонн на геостационарную орбиту спутников связи.

В настоящее время производство «Протона-К» прекращено. Последняя РН этой серии была выпущена в конце 2000-х годов и хранилась в арсенале. А в конце марта 2012 года этот носитель «Протон-К» стартовал с «Байконура», чтобы вывести на геостационарную орбиту российский спутник связи серии УС-КМО. В общей сложности с 1967 по 2012 год РН «Протон-К» стартовала 310 раз.

Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева был образован в 1993 году на базе двух ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России — машиностроительного завода имени Хруничева и Конструкторского бюро «Салют». В третьем тысячелетии в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева выпускают «реформированный» вариант советского носителя — ракету «Протон-М». Этот «формат» РН «Протон» отличается повышенной экологичностью, цифровой системой управления и новым разгонным блоком «Бриз-М», что позволило заметно увеличить полезную нагрузку при выведении на геопереходную и геостационарную орбиты.

...Второго июля 2013 года ракета «Протон-М» с тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М» упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. Причиной аварии стала неправильная установка датчиков угловых скоростей на ракете. Запуск «Протона-М», выводившего на орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3», 7 августа 2012 года закончился нештатно из-за сбоя в работе разгонного блока «Бриз-М».

...По сообщению ИА Новости-Казахстан в ночь на пятницу 16 мая при запуске ракеты-носителя «Протон» с самым мощным российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р» возникла нештатная ситуация во время работы третьей ступени. По данным Роскосмоса, ЧП произошло на 540-й секунде полета. Источник РИА Новости заявлял, что «Протон» с российским спутником упал за пределами Казахстана.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин, обсудивший в субботу 17 мая с руководством всех предприятий Центра имени Хруничева аварии с российскими ракетами, случившиеся в последнее время, заявил, что на предприятии «налицо системный кризис», который, по его словам, привёл к «деградации качества» работы. «Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из чёрной полосы», — написал вице-премьер РФ Рогозин на своей странице в Facebook.

... Собкор газеты «Правда» из Самары (бывшего славного города на Волге Куйбышева) Андрей Пустобаев опубликовал в одном из последних номеров центральной газеты коммунистов России интервью с очень серьёзным и ответственным экспертом из поколения «детей Победы» , ветераном отечественной космонавтики Михаилом Маслянцевым. Полковник в отставке Маслянцев — лауреат Государственной премии СССР, более 30 лет проработал военным испытателем космических систем в Самаре. По поводу системного кризиса в космической отрасли эксперт Маслянцев сказал вот что:

— Стоило нынешним «космическим» начальникам уничтожить инструмент последней ступени контроля, то есть упразднить научно-исследовательские и испытательные управления Минобороны, как началась цепь неудач и провалов. А «лекарство», придуманное «рыночниками» в виде создания объединённого ОАО в структуре космической отрасли, по моему убеждению, является плодом безумия. Ибо цель любого акционерного общества, как показывает практика, заключается в получении прибыли (чаще — сверхприбыли), что неизбежно ведёт к бандитской коррупции с «откатами», взятками и тому подобной грязью... Конечным итогом очередной перестройки космической отрасли, скорее всего, явится приватизация и «рассовывание» космических денег по воровским карманам... Вот и по поводу нынешней истерики вокруг поиска причин аварийного запуска «Протона» я бы заметил следующее. По опыту советской космонавтики этим должны заниматься крупные и действующие учёные калибра Челомея, Глушко, Козлова и им подобных, «остепенённых» прежде всего огромным опытом руководства в космической сфере.

... Правительственная «Российская газета» написала 27 мая 2014 года, что причиной падения «Протона» назван отказ воронежского двигателя. Межведомственная комиссия по анализу причин неудачного запуска ракеты-носителя «Протон-М» 16 мая исключила ошибку в расчетах и сбой в системе управления. В качестве основной предварительной причины аварии ракеты рассматривается сбой в работе рулевого двигателя третьей ступени, изготовленного на Воронежском механическом заводе. Первый заместитель генерального директора ФГУП «ЦНИИмаш» Александр Данилюк сообщил, что по данным телеметрии во время происшествия давление в двигателе упало в 15 раз.